Как хрупкая художница по-мужски прославила Битву под Конотопом

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Надежды Сомко - единственной женщины, которая взялась воспроизводить на холсте батальные сцены

Как хрупкая художница по-мужски прослави…

Женщина-баталист – это звучит почти парадоксально, невероятно и даже как-то несовместимо с женственностью. Возможно, это единственная женщина, которая осмелилась посягнуть на этот исключительно мужской жанр живописи. Речь идет о Надежде Сомко, которая в Украине если и известна широкой публике, то исключительно по картине "Бой под Конотопом", упоминаемой во время празднований очередной годовщины славной битвы 1659 года.

Рожденная казачьей землей

Автор исследования о нашей землячке Елена Леонтович утверждает, что Надежда Сомко не могла не изобразить в красках, пропустив через свои нервы и душу, этот победный бой, в котором, видимо, приняли участие ее предки-казаки, ибо принадлежала к старому казацкому роду.

Конотопський баталіст у спідниці - фото 1

Именно в Конотопе она увидела мир 29 (15-го по старому стилю) января 1916 года. С детства впитывала в себя рассказы старших о событиях на родной земле. История оживала для нее в названиях городов: Путивль, Новгород-Северский, Батурин, Конотоп, Чернигов... Овеянное легендами прошлое конкретизировалось в казацком оружии и одежде и даже в кресле гетмана Мазепы из местного музея...

Она росла в интеллигентной украинской семье, в море звуков капеллы бандуристов, которую основал ее дядя Василий Коломиец, стихов его брата, талантливого Павла Коломийца, первых успехов и первого признания: на выставке работ студийцев в Чернигове высоко была оценена его картина ,"Ярмарка", которую тогда же приобрел Черниговский музей.

Она накапливала знания, формировала мировоззрение, эстетические вкусы. И одновременно в уязвимой молодой душе запечатлелись страшные реалии жизни, бесчеловечная политика тоталитарного режима в отношении Украины: Голодомор, уничтожение украинского крестьянства, интеллигенции, гибель дяди Павла Коломийца.

В 1934-1941 годах Надежда Сомко осваивала тонкости мастерства в Харьковском, а затем в Киевском художественных институтах, изучая живопись и архитектуру у выдающихся профессоров: П. Бурачека, В. Кричевского, К. Жукова, И. Грабовского и других. В путешествиях по Украине с исследовательской группой студентов под руководством Кричевского она знакомилась с лучшими образцами украинской архитектуры - церковной и светской, высокой и бытовой, слушала специальный курс украинской архитектуры.

Як тендітна жінка реалізувалася у суто чоловічому жанрі живопису - фото 2"Бой князя Игоря с половцами"

Перед Второй мировой войной вышла замуж за художника и искусствоведа Сергея Макаренко. Во время оккупации (1941-1943 гг.) супруги жили в Конотопе, но в конце концов Надежда сознательно выбрала эмиграцию. Находясь в Италии почти 5 лет, Сомко выполняла заказы греческих церквей, рисовала иконы. В Югославии оформляла сербскую церковь, неустанно занималась станковой живописью, создавая как пейзажи, марины, натюрморты.

За океаном

Впоследствии наша землячка вместе с мужем и сыном переехала в Аргентину. Ее картины украсили музеи Буэнос-Айреса и частные коллекции, она стала членом местного Аргентинского объединения художников. Вскоре решила переехать в США, где к тому времени образовался широкий круг украинской художественной интеллигенции.

И здесь творчество Надежды Сомко приобрело новое дыхание, новую энергетику. Она неустанно и разнообразно работала, устраивала выставки в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Кливленде, стала членом Объединения украинских художников. Впоследствии она обратилась к монуменалистике и приняла участие в конкурсе проектов памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне и Аргентине. Талант архитектора проявился у Надежды Сомко и в проектировании в стиле украинского казацкого барокко православной автокефальной церкви св. Апостолов Петра и Павла на жилище "Верховина" (1970). И опять – уникальный случай за всю историю церковного зодчества на то время: Божий храм проектировала женщина!

Як тендітна жінка реалізувалася у суто чоловічому жанрі живопису - фото 3
"Бой под Кафой"

Не требует дополнительных комментариев письмо из Белого Дома, которое получила Надежда Сомко: "Вы оказали нам большое удовольствие, одаривая нас своими оригинальными работами. Мы сохраним их для будущей Президентской коллекции. Просим принять нашу искреннюю благодарность за Вашу внимательность. С наилучшими пожеланиями, Нэнси и Рональд Рейган".

Вдохновленная украинским прошлым

Особое место в творческом наследии художника занимают полотна, посвященные истории далекой Родины. Сомко углубилась во времена Киевской Руси и создала серию многоплановых работ: "Крещение Украины-Руси" (1960), "Князь Олег под Царьградом" (1965), "Сватовство Анны Ярославны" (1965), "Иду на вы" (1966), "Праздник в Древнем Киеве" (1966). Портретные композиции "Анна Ярославна" (1965) и "Святослав" (1968) внешней и внутренней красотой.

Обращение к тематике казацкой Украины, к образам гетманов воодушевляло художницу. Надежде по силам было играть и триумфальный Въезд гетмана Богдана Хмельницкого в Киев" (1964), и молитву за Украину в полотне "Гетман Иван Мазепа в Св. Софии в Киеве" (1958), и движение казачьего войска на марше "Ой, на горі та женці жнуть" (1964), и сопротивление морской стихии сильных и мужественных казаков "Поступает шторм (1959), и возвращение к бессмертной повести Николая Гоголя, что является поэмой о казачестве, в картине "Тарас Бульба с сыновьями на Сечи" (1970).

О родном Конотопе

Вершиной батального творчества художницы стала уже упомянутая выше картина "Бой под Конотопом" (1962). Это непревзойденное полотно воспроизвело победоносный лет казацкой конницы во главе с гетманом Иваном Выговским, которого не может победить никакая вражеская сила. После такого безудержного порыва идет только победа. Она ощущается в каждой детали картины: в напряженном, полном непреодолимым устремлением к победе выражении казацких лиц на переднем плане, в стремительности движения их верных коней, которых электризует крайнее напряжение людей, в облаках, истрепанных ветром, за которыми угадывается солнце (ибо тональность цветовой гаммы картины мажорная, светлая), в схваченном художницей темпе, который в музыке называется "presto". Эти всадники, воодушевленные волей к защите Украины, – символ свободы, а само полотно – торжество победы.

Як тендітна жінка реалізувалася у суто чоловічому жанрі живопису - фото 4"Полковник Богун"

Нерв картины передается зрителям и заряжает их той же энергией, уверенностью в победе. Картина поражает блестящей техникой, совершенством композиции, экспрессивностью колорита. И этот шедевр создала украинская женщина, уникальная художница-баталист.

Она любила жизнь, душой всегда была с родной землей и своим талантом прославлял Родину. Однако ушла из жизни далеко от родного Конотопа. И ни в одном справочнике не удалось найти подробных сведений о точной дате смерти и место захоронения нашей землячки.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Сумы

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme