Доживет до Нового года легендарный конотопский трамвай

Один из главных символов города – под угрозой ликвидации

Автор: Игорь Лысый

О том, что трамвай в Конотопе уже много десятилетий является одной из главных "фишек" города свидетельствует хотя бы тот факт, именно с упоминания о нем начинается неофициальный гимн города "Перезвоном трамвайным начинается утро..." Но почти 70-летняя история конотопского трамвая может завершиться у нас время довольно плохо. И вскоре.

Методом народной стройки

Хотя трамвай на улицах Конотопа появился в конце 1949 г., упоминания о нем превышают столетний рубеж. Потому что еще в 1913 г. тогдашний городской голова Григорий Демченко "пробивал" соединение железнодорожного вокзала и центра города трамвайными путями.

Но первой знаменательной датой в истории конотопского трамвая можно считать именно 24 апреля 1949 г. - в этот день состоялся первый воскресник по подготовке трассы трамвайной колеи. В нем приняли участие почти 3,5 тысячи жителей города. Тогда и объявили это дело народной стройкой, потому что никаких средств на нее не выделялось. По преданию, во время посещения Конотопа в строительстве принимал участие и украинский юморист Остап Вишня.

Летом 15 августа Сталин подписал разрешение Московскому горисполкому передать в Конотоп два трамвайных вагона серии Ф. Потом поступила помощь и из других городов Союза. И вот 21 декабря 1949 г. началось движение трамваев в Конотопе.

Четырехкилометровая колея соединила железнодорожный вокзал с центром города. Конотопский трамвай быстро развивался - в подаренных москвичами двух вагонах вскоре добавились новые, появилось трамвайное депо. В шестидесятых годах трамвай пошел на юг, соединив железнодорожный вокзал с поселком паровозо-вагоноремонтного завода. А потом рельсы пролегли к северо-западной окраине города: там стремительно развивались новые заводы, быстрыми темпами строились жилые дома.

На конец 1980-х годов общая протяженность трамвайных путей превысила 27 км. Ними курсировали современные (для тех лет) вагоны КТМ-5. Из почти четырех десятков вагонов этого типа часть осталась до сегодняшнего дня, а один восстал на пьедестале на углу улиц Клубной и Успенско-Троицкой, рядом с трамвайным управлением.

"Лихие 90-е" чуть не потеряли трамвай

Казалось, у конотопского трамвая светлое будущее. Однако лихие 1990-е нивелировали большинство достижений Конотопа трамвайщиков. Впрочем, утро продолжало начинаться трамвайным перезвоном. И при любых невзгодах разговоры о закрытии трамвайного управления зависали в воздухе.

Наконец в 2007-м городом прокатилась новость - появился новый трамвай. Современный вагон типа К-1, построенный на украинско-чешском предприятии "Татра-Юг", значительно отличался от своих старших товарищей. К сожалению, эта первая ласточка на сегодня остается единственной.

2013 год для трамвайщиков был очень нелегким. Проблемы, которые накапливались годами, выплеснулись наружу. И несколько раз работники предупреждали о возможной забастовке. К счастью, ее все же удалось избежать.

После замены руководителя КП "Конотопское трамвайное управление"в том же 2013 году страсти несколько улеглись. Но решение вопросов на уровне предприятия не стало залогом стабильного существования.

Ренессанс или выживание

Прошедший 2015 год начался для трамвайщиков неудачно, хотя заработная плата выплачивалась вовремя, налоги и различные сборы - тоже.

"Только что мы отметили 21 декабря 2014 года 65-летний юбилей, как начались проблемы, - рассказывает руководитель КП Сергей Бобровник. - С небольшим промежутком времени произошли три кражи контактного провода на конечной остановке маршрута № 3 (поселок КВРЗ).

Апогеем неурядиц можно считать 2 мая 2015 г., когда на территории ДЕПО фактически полностью (дальнейшая его эксплуатация невозможна) сгорел вагон. Была озвучена версия - занесение источника огня извне. Есть свидетели, которые видели двух человек на территории КТУ.

Интересно, что в сетях буквально через 20 минут уже появились фотоснимки, сделанные еще до приезда пожарных. "Этот пожар отбросил нас фактически на год назад", - с грустью резюмирует руководитель КТУ, выражая сомнение, что правоохранителям удастся найти виновников.

По информации, предоставленной старшим инспектором Конотопского отдела полиции Главного управления Национальной полиции в Сумской области Татьяной Пацак, в ходе досудебного расследования был проведен ряд следственных действий, в том числе назначена электротехническая экспертиза. Согласно заключению эксперта, причиной пожара стало короткое замыкание электросети. В связи с отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения, данное уголовное производство закрыто за п. 2 ч. 1 ст. 284 Уголовного процессуального кодекса Украины. Трамвайный вагон, который был признан вещественным доказательством, возвращен коммунальному предприятию.

Однако и в этой ситуации трамвайщики не опустили рук. Даже смогли подготовить для работы на предприятии девятерых водителей. Добавляет оптимизма и обещание городского головы Артема Семенихина вернуть управлению автобусный маршрут № 10. Несколько лет КТУ уже обслуживало этот маршрут, что позволяло получать прибыль, однако ДЕПО вполне прогнозируемо признали "нерентабельным" и устранили трамвайщиков от автобусных перевозок.

На теперь, после очередного чрезвычайного происшествия на предприятии опять не все в порядке. В апреле сошел с рельсов трамвай, который двигался в направлении улицы Конотопских Партизан. На место происшествия выехала специальная комиссия во главе со вторым заместителем городского головы.

Во время обследования инцидента было выявлено, что на колесах транспортного средства отсутствуют болты и гайки. Очевидно, трамвай был выпущен на линию без предварительного осмотра.

На место происшествия сразу вызвали аварийную службу, а также руководителя Конотопского трамвайного управления. Которого почти тут же и отстранили от должности. Сейчас ситуация не стабилизирована и уже почти совсем не зависит от самих трамвайщиков.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Сумы